Фигура бронзового крылатого льва украшает площадь Сан Марко несколько столетий. Но только недавно установили, что она была создана более тысячи лет назад в Китае как страж гробницы, и, возможно, в XIII веке отец Марко Поло привез её в Италию по Шелковому пути.
Крылатый лев стал символом Венеции в начале 1260-х гг., но его происхождение оставалось неизвестным.
Археолог Массимо Видале сказал, что Венеция полна тайн и загадок, одна из которых была разгадана: Лев Святого Марка был сделан в Китае, и попал в Италию по Шелковому пути.
Сравнив изотопный состав свинца льва с мировыми базами данных, исследователи сузили область происхождения бронзы до региона Нижнего течения реки Янцзы (Чанцзяцзе) на территории современного Китая. Этот регион, расположенный на востоке Китая, богат различными полезными ископаемыми, среди которых железо, медь, цинк и золото. Они использовались для создания и других шедевром, например, артефакт, датируемый периодом династии Шан (1600-1050 гг. до н.э.), имеет такую же сигнатуру изотопа свинца, что и венецианский лев.
Зная китайского происхождение льва Святого Марка, можно объяснить странные стилевые различия. Скульптура не похожа на средневековых львов, которых делали в Европе с XI по XIV вв. По мнению некоторых источников, она больше напоминает хранителя гробниц династии Тан (618-907 гг.), которых изображали в виде льва с гривой, острыми ушами, рогами и крыльями. Венецианский лев также имеет ряд этих особенностей, к тому же предполагают, что рога отбили, так как сохранился след в том месте, где они должны были быть.
Этот факт ученые объясняют так: в XIII веке отец и дядя знаменитого путешественника Марко Поло Николо и Маффео Поло отправились в Пекин по Шелковому пути для заключения торговых соглашений, они провели 4 года во дворце хана Хубилая. Там братья Поло увидели статую хранителя гробницы, которая соответствовала их представлению о льве.
В XIII веке Венецианская республика контролировала торговые пути на восток. Её символом был крылатый лев с Евангелием от Марка в лапах, стоящий на воде. Это изображение также было помещено на флаге республики и показывало морское господство Венеции.
Братья Поло решили популяризовать символ власти Венецианской республики. Китайскую статую разобрали на части и доставили в Венецию, где местный мастер изменил её, подогнав под ассоциации со Святым Марком.
Стоит заменить, что это лишь предположение и один из возможных сценариев, с которым китайские ученые не согласны. По их мнению венецианская фигура льва не соответствует китайским скульптурам того времени. Историк Ху Яофэй из Шэньсийского педагогического университета отметил, что стражи гробниц империи Тан изготавливались из керамики или камня, а не из бронзы, а их стиль не совпадает с внешним видом льва Святого Марка.
Искусствовед Кан Яожэнь подчеркнул, что в китайском искусстве крайне редко встречаются львы с расправленными крыльями, что ближе к западной традиции.